Двадцать лет свободы слова!
May. 25th, 2009 01:15 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
25 мая 1989 года началось мероприятие под названием "первый съезд народных депутатов СССР". Это был новый орган власти, придуманный Горбачевым, чтобы отделаться от Политбюро. А Политбюро - это группа из двадцати (или тридцати) стариков, которые тогда руководили страной. Старики были недовольны Горбачевым - реформы не получались, экономика продолжала разваливаться, к тому же Горбачев подружился с США и заявил, что общечеловеческие ценности выше классовых. Горбачев решил сделать финт ушами и опереться на народ.
В начале первого заседания на трибуну нахрапом вбежал депутат Толпежников и предложил почтить вставанием память погибших в Тбилиси, куда незадолго до этого вводили войска. Депутаты удивились, но почтили. Затем стали выбирать руководителя съезда (то есть, нового руководителя страны, президента еще не было). По тогдашним обычаям, полагалось избрать Горбачева безальтернативно. Взял слово депутат Оболенский и выдвинул себя кандидатом. Как он сказал, выиграть не надеется, но хочет, чтобы выборы были демократичными, с альтернативой. Это было воспринято как богохульство, Оболенского не утвердили кандидатом. И затем разные люди самовыражались как могли. Это все в прямом эфире передавало радио "Эхо Москвы", москвичи ходили с приемниками и слушали заседания съезда. Начались первые массовые митинги, о них писал здесь
Тут немного мрачно, но тогда было очень весело
И за несколько месяцев 89-го года в умах настал какой-то перелом. Если в начале года гражданам СССР казалось, что социализм - навсегда (как ислам в Иране), то к концу года многие стали понимать, что можно жить совсем без коммунистов.
Из этого делаем философский вывод: многие вещи, которые со стороны кажутся прочными, на самом деле прогнили изнутри. Если завтра лопнет, допустим, Саудовская Аравия - это не так уж удивительно, если знать, какая там цензура. Или руководство финансами в США от евреев уплывет к другому народу:) Свобода слова действительно разрушила советскую власть, но это потому, что власть была насквозь гнилая. Советской власти мне не жалко, свобода слова дороже.